Com-ip.ru

КОМ IP
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гипсовая розетка для академического рисунка

Набор для академического рисунка от О. Рубцовой

Обязательные принадлежности учащегося.

Академический рисунок является обязательной учебной дисциплиной любой школы, училища или ВУЗа, дающего художественную профессию.

Рисунок — это основа живописи и опора композиции. Это математика реалистичных форм. Это интеллектуальное обоснование оптической иллюзии, ведь художник, — это фокусник, в какой-то степени, обманщик, изображающий на плоском листе бумаги трехмерную картину мира.

Как ничто иное, рисунок имеет канонические основы. Обязательно соблюдение пропорций, моделирование пространства с помощью линейной, а затем воздушной, перспективы, наблюдение, а иной раз, почти вычисление, светотеневого нюанса.

В учебном рисунке основной инструмент- простой карандаш. Для удобства работы на свету и в тенях, а также с фактурой предмета, грифели карандашей имеют различную твердость.

Твердые карандаши (2H, H) хороши для работы на свету, карандаши средней мягкости (F, HB, B) удобны для построения и средних тонов, тени же обычно делают более мягким карандашом (2B, 3B, 4B). Еще более мягкие карандаши используются в эскизных работах, а также в набросках (ССЫЛКА на статью о набросках).

Поскольку традиционным способом наложения тона является штриховка, карандаш должен быть хорошо заточен и его остроту важно поддерживать с помощью канцелярского ножа.

Академический рисунок иначе называют «учебным». Это значит, что придется не только много штриховать, но также исправлять большие куски неверно положенного тона, а также работать в мелких деталях, осветляя и уплотняя их.

Для учебной работы удобно использовать два ластика. Первый послужит для стирания больших плоскостей, второй — для исправлений и уточнений. Один ластик бывает мягким и сам активно истирается во время работы, минимально травмируя бумагу, второй более твердый, резиновый, его разрезают по диагонали и используют, наравне с карандашом, для рисования.

Бумагу в академическом рисунке закрепляют на доске или планшете с помощью кнопок или клея, иногда используют степлер или клейкую ленту. Очень удобно, когда работа не скользит, а крепко укреплена, натянута, на планшет. Для этого ее намачивают и закрепляют по боковым частям планшета.

Сама бумага рекомендована чертежная.

Для эскизных компоновок и набросков очень удобен блокнот карманного формата, который всегда бывает с художником. Бумага в нем не должна быть слишком гладкой и плотной. Гладкая удобнее для работы в черно-белой графике пером и мультилайнером, а плотная хорошая для длительной зарисовки.

Состав набора для академического рисунка.

В нашей художественной школе есть четкие требования к материалам, поэтому раньше я давала каждому своему ученику список принадлежностей, которые он самостоятельно покупал в художественном магазине. Сейчас в магазине «Красный карандаш» на Таганке (ул. Большие Каменщики, д. 4) можно приобрести все рекомендуемые материалы в наборе, причем при записи в нашу школу, вы получаете скидку 5 %. О том, как ее получить, спрашивайте при записи в «Классы живописи и рисования» Ольги Рубцовой ( hudojka.com ).

В состав комплекта для новичка входят:

ПРИМЕЧАНИЕ: Бумага приобретается отдельно.

Если набор требуется для школы Ольги Рубцовой, то следует купить чертежную бумагу ГОЗНАК в листах формата А1 (хватает на 2 рисунка) или А2 (один рисунок), чтобы натянуть на планшет.

Если набор приобретается для самостоятельного использования, пожалуйста, уточняйте требования к формату бумаги у своего преподавателя!

P.S. Три секрета.

Первое, что делают мои ученики, приступая к чистовой работе над академическим рисунком (после того, как потренируются в наложении штриховки и найдут удачную композицию), — они натягивают планшет.

Поскольку мы начинаем работать на минимальном учебном формате, А3 (30*40см), и работаем сидя, в пленэрной позе, то используем не доску на мольберте, а натянутый планшет с упором на колени. Так бумага не сопротивляется, а рисование более легко и маневренно. Разумеется, чтобы увидеть неудачные места, ученики отставляют работу на 2-3 метра, и, проанализировав, продолжают работу. Рисование на более крупном формате (А2, А1) потребовало бы работы за мольбертом, стоя, но я все равно рекомендовала бы натягивать планшет, это существенно повышает качество работы.

Как натянуть планшет?

1. На чистую горизонтальную поверхность стола положите лист бумаги, форматом бОльший, чем планшет.
2. Сверху положите планшет так, чтобы его рабочая сторона оказалась внизу. Оставьте по краям места для загиба бумаги. Обрежьте бумагу в форме развертки канцелярским ножом и уберите обрезки.
3. Возьмите емкость с водой и мягкую губку. Смочите губку и легкими движениями обильно смочите бумагу по направлению от центра листа к краям, как показано на рисунке стрелками. Переверните развертку и повторите операцию с другой стороны.
4. поверх мокрой бумаги (она станет неровной, волнистой и запузырится), положите планшет рабочей стороной вниз, прижмите к бумаге и закрепите края развертки на боковых гранях планшета с помощью клея (пва, клейстер), степлера или кнопок.
5. Переверните планшет и оставьте его сохнуть.

Внимание! Рабочую сторону бумаги нельзя тереть пальцами и губкой, будьте аккуратны, иначе на рисунке будут неприятные катышки после высыхания.

Во время рисования карандаш быстро стачивается, и его необходимо затачивать для того, чтобы штриховка была звонкой и достаточно гибкой в пропускании света, ведь свет помогает в создании воздушной перспективы, а значит, объема предметов. Для того, чтобы качественно заточить карандаш, воспользуйтесь фотоинструкцией, представленной ниже. Автор фотографий И. Виселевицкая.

Ластик для рисования, а мы используем обычно классическую художественную резинку со слоном, важно подготовить к работе со штрихом и тонкими линиями. Для этого его разрезают по диагонали, как показано на рисунке ниже.

В оформлении статьи использована авторская графика О. Рубцовой, а также фрагмент рисунка ученика «Классов живописи и рисования», Михаила Балуева.

Гипсовая розетка для академического рисунка

Уважаемые дети, учащиеся, педагоги и руководители учебных учреждении!
Центр развития творчества «Перспектива» приглашает Вас принять участие во II Международном конкурсе:

«Академический рисунок. Гипсовая розетка»


«Рисуют не руками, а головой»
Микеланджело Буонарроти

Положение
II Международный творческий конкурс для детей и взрослых «Академический рисунок. Гипсовая розетка»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения интернет-конкурса для детей «Академический рисунок. Гипсовая розетка» (далее — конкурс).

1.2. Организатор конкурса – Центр творческого развития детей и профессионального мастерства педагогов «Перспектива».

1.3. Конкурс проводится на постоянной основе, с 01 cентября 2021 г. по 30 июля 2022 г. Оценка работ и рассылка дипломов раз в две недели (дважды в месяц).

1.4. Цели конкурса:

  • создание условии творческой состязательности;
  • выявление одаренных детей, активизирование их интеллектуальной и творческой деятельности;
  • раскрытие индивидуальности и потенциала каждого и оказание помощи в реализации творческих способностей;
  • воспитание художественного вкуса, оказание помощи научиться видеть и понимать прекрасное вокруг себя;

1.5. Конкурсные направления:

  • Рисунок;

1.6. В конкурсе принимают участие дети в возрасте от 7 до 18 лет и взрослые.

2. Условия участия

2.1. Участник может представить неограниченное количество творческих работ.

2.2. Участники несут ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

2.3. Организационный взнос за участие в конкурсе составляет 100 рублей за каждую конкурсную работу. Если работа выполнена в соавторстве, оргвзнос вносится каждым автором. Соответственно, дипломы оформляются для каждого соавтора персонально. Исключение составляют работы, выполненные многочисленными коллективами. В этом случае оргвзнос составляет 100 рублей, оформляется коллективная заявка с указанием названия коллектива, которое будет прописано в дипломе.
При условии оформления дополнительного диплома для руководителя конкурсной работы за подготовку победителей и участников конкурса, необходимо внести дополнительный оргвзнос в размере 100р.

Читать еще:  Usb to ethernet розетки

2.4.Оплата оргвзноса осуществляется:

1) переводом на карту «Сбербанк», номер: 5336 6900 1552 4251 (mastercard). Оплатить можно через банкомат, мобильное приложение «Сбербанк», онлайн банк на сайте artpsp.ru ЦРТ «Перспектива» или же в отделении «Сбербанк».

2) на счет 410011820887444 в системе Яндекс.деньги путем перевода средств со счета участника в системе Яндекс-деньги или любым другим способом.

2.5. Способ отправки и требования к конкурсным работам.

Работы принимаются исключительно в электронном варианте по электронной почте psp-plus@mail.ru или konkurs@artpsp.ru .

К каждой конкурсной работе должны быть приложены заявка в формате Excel и копия квитанции об оплате оргвзноса. При участии в конкурсе нескольких авторов от учебного заведения заявка в формате Excel оформляется одна на всех участников. Оргвзнос вносится одной общей суммой.

В заявке указываются точные данные, без орфографических и иных ошибок (дипломы оформляются в соответствии с заявленными данными, в точности до каждого знака). При заполнении заявки все графы должны быть заполнены. При отсутствии руководителя работы, учебного заведения и другой информации ставится прочерк. Исправление в дипломе ошибок, допущенных по вине участника, производится в соответствии с правилами конкурса на платной основе в размере 50 руб.

Бланк заявки можно скачать здесь .

Внести онлайн оплату оргвзноса можно на странице сайта artpsp.ru ЦРТ Перспектива в разделе «оплата».

2.6.Требования к материалам:

К участию допускаются работы в формате Jpeg, Bmp, Png , объем которых составляет не более 20 Мб.

2.7. К участию в конкурсе не допускаются:

  • работы, противоречащие этическим нормам;
  • работы, авторство которых не принадлежит участнику;
  • работы, к которым не приложены заявки и копии квитанции об оплате оргвзноса (либо с некорректно оформленными заявками).

2.8. Работы участников, поступившие на конкурс, размещаются на странице сайта ЦРТ «Перспектива» частично, по усмотрению администрации ЦРТ «Перспектива».

3. Подведение итогов конкурса и награждение

3.1. Оценка конкурсных работ осуществляется по возрастным группам: 7 — 10 лет; 11 — 14 лет, 15 — 18 лет, взрослые. Оценка работ дважды в месяц.

3.2. Победители конкурса награждаются именными дипломами оригинального дизайна лауреатов I, II или III степени II Международного конкурса «Академический рисунок. Гипсовая розетка»;

3.3. Участник конкурса, представивший на конкурс яркую, неординарную работу, выделяющееся на общем фоне конкурсных работ, награждается дипломом Гран-при.

3.4. Участники, не вошедшие в число призеров, награждаются именными дипломами «За участие» II Международного конкурса «Академический рисунок. Гипсовая розетка».

3.5. Дипломы конкурса оформляются только в электронном виде и высылаются на электронную почту участника, указанную в заявке. Рассылка дипломов по итогам первой половины конкурсного месяца производится с 16 по 20 число, по итогам второй половины с 1 по 5 число следующего месяца.

Кураторы, педагоги в случае внесения оргвзноса получают именные дипломы за подготовку победителей и участников конкурса.
Педагоги, кураторы, подготовившие трех призеров или более 10 участников, награждаются администрацией Центра бесплатными дипломами.

Образец диплома:

Творите, участвуйте и побеждайте!

С уважением, администрация ЦРТ Перспектива.

Курсы академического рисунка. Киев. Мастерская рисунка художника Е. Лозового.

Для кого будет полезен курс рисования:

  • Взрослая группа: 3 раза в неделю. Будни.
  • Младшая группа: 2 раза в неделю. Выходные.

Курс академического рисунка с нуля.

Рисунок гипсовой розетки. Соус.

Академический рисунок — не только рисование кубов, сфер, призм. Однако, без понимания законов рисунка в простых фигурах, их светотеневой лепки, основ построение перспективы, невозможно обучатся рисованию дальше, сохраняя профессиональный подход к созданию визуального образа. Ведь рисунок, это не копирование того, что мы можем наблюдать в жизни. Рисунок — как мы хотим передать увиденное, что мы хотим сообщить нашему будущему зрителю.

Если бы создание визуального образа заключалось только в воспроизведении внешнего вида предмета или модели, искусство рисунка, остановилось бы в своем развитии еще несколько веков назад.

Образ в рисунке, должен быть больше создан, нежели срисован с натуры. Обучению умению рисовать, но не срисовывать, занимается студия академического рисунка Лозового. Соподчинение второстепенного главному, композиционное построение живописной или графической композиции, смысловой и интонационный замысле работы, а так же большое количество других моментов, которые должны произойти в голове у рисовальщика перед тем, как зритель удивится увиденному художественному образу.

Рисунок черепа в двух ракурсах. Карандаш.

Курс и программа по рисованию мастерской рисунка Е. Лозового.

Репетитор по рисованию предлагает курс академического рисунка с авторской программой, в которой постановки выстроены по мере усложнения заданий. На данный момент курс содержит более 50 разнообразных постановок по рисованию. Если человек никогда не имел отношения к изобразительному искусству, мы начинаем уроки рисования Киев с элементарных форм, а именно: куба, сферы, призмы, а также композиции из них. Начиная с гипсовых слепков, мы закладываем у себя другое отношение к объёму в пространстве, а также готовим себя к более сложным постановкам.

Занятие курса академического рисунка в Киеве

После завершения курса рисования простых фигур мы плавно переходим к несложным композициям, в которые входит задания на создание фактуры стеклянных и стальных форм, воздушность изображения, лепку формы в пространстве. Отдельным вопросом по рисунку является рисование складок ткани, как упрощенных (с одной точкой опоры), так и сложных, имеющих несколько точек опоры, характеров перегибов. Обычно сложные складки ставятся на мягкий материал, то есть сангину, сепию, уголь и исполняются на больших листах. Возможна работа со складками в два тона. Академический рисунок подразумевает знание: построения, основ перспективных линейных сокращений, закономерности воздушной перспективы, которые более явно закрепляются в не сложных заданиях, натюрмортах из 3 — 5 фигур.

Для рисования предлагается отформованные части лица Давида, розетки, несколько портретных, классических бюстов. В программе также присутствуют задания на живой портрет, наброски фигуры, в разном материале.

На домашние задания предлагаются копии отличных образцов работ студентов академий Украины и России разных лет. Ведь копирование (не путать со срисовыванием) занимает важное место в учебном процессе начинающего рисовальщика. Общение с автором, имеющим гораздо больший опыт, посредством копии позволяет учиться не только у репетитора по рисунку, но и у художников — классиков всех эпох. Копирование позволяет не разграничивать процесс обучения только на студийные занятия, а сделать его непрерывным, что позволяет более уверенно работать с карандашом постоянно, научится мыслить графическими образами, говорить на языке рисунка.

Об уроках рисования с нуля в целом.

Рисунок натюрморта в технике соус.

Начиная рисовать с нуля вы начинаете осваивать совершенно новый язык выражения, а потому и подходить к обучению следует систематично, ведь знания имеют накопительный характер. Очень часто, неспешный прогресс в рисовании расстраивает начинающего художника, потому не стоит спешить ставить себе в сложные задачи. Я говорю о задачах портрета с плечевым поясом, фигуры, обнаженной модели. В студии академического рисунка Евгения Лозового Киев есть вся необходимая материальная база для усвоения знаний школы рисунка. Натюрмортный фонд постоянно пополняется новыми интересными вещами.

Читать еще:  Как правильно подсоединить двойную розетку с заземлением

Рисование является основой для живописного образа, так же, является основой для других видов искусств, экранных, сценических, и.т.д. а потому и времени на обучение рисованию должно выделяется достаточно.

Методическая разработка по предмету рисунок « Рисунок несложной симметричной гипсовой розетки» 2 класс ДШИ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

В учебном плане по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием форм, но и ставит перед учащимися более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке. Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях, постановку руки, развить пространственное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
risunok_gipsovoy_rozetki.metodicheskaya_razrabotka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

по предмету рисунок

« Рисунок несложной симметричной гипсовой розетки»

Автор: Корчагина Елена Владимировна,

1. Рисование гипсовых розеток включены в программу по рисунку второго класса по ряду причин:

Т.к. художественное отделение ДШИ является начальным звеном в профессиональном обучении изобразительному искусству, многие выпускники поступают в высшие художественные заведения. На экзамене по рисунку в постановках обязательно вводится гипсовый орнамент, и учащийся должен отлично справиться с поставленной перед ним задачей.

В учебном плане по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием форм, но и ставит перед учащимися более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке. Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.

Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях, постановку руки, развить пространственное восприятие.

2. Цели разработки

  1. систематизировать и упорядочить наработки по данному заданию,
  2. облегчить понимание задания учащимися несложными наглядными объяснениями,
  3. проиллюстрировать адаптированную программу «Рисунок» (сост. Корчагина Е.В.).

3 Данное задание появляется в конце второго полугодия 2 класса. На него отводится 9 часов. На первом уроке выполняем анализ формы ,1 этап и начало 2 этапа, на втором занятии завершаем 2 этап и начинаем 3 этап, на третьем занятии выполняем 4 и 5 этап.

Рисунок несложной симметричной гипсовой

Розетки с конструктивным построением и с легкой передачей тона.

1.Точное построение формы, перспектива.

Гипсовая розетка- рельеф. Симметрия. Построение от плиты, на плите рельеф с осью симметрии. Нижнее основание рельефа,

Повторить этапы построения по памяти.

Гипсовая розетка «Трилистник».

2.Тональная и линейная проработка деталей.

Поднимаем верхнее основание, общая форма, обрубаем, скругляем. Учитываем перспективные изменения

3.Развитие понятия тона и его связи с формой.

4.Передача глубины пространства.

. Определяем границы теней, проходим легким серым штрихом. Завершаем. Формат А3.

Для выполнения этого задания потребуются несложная симметричная гипсовая розетка «Трилистник», ватман А 3, простые карандаши 2Т, Т, ТМ, мягкий ластик, кнопки, мольберт. Розетка располагается на уровне глаз, т.е. линия горизонта проходит посередине плиты. Освещение рассеянное или верхнее боковое мягкое.

Анализ формы, компоновка и построение плиты.

Прежде чем приступить к работе, нужно изучить розетку со всех сторон, анализируя высоту на разных участках. Данная розетка «Трилистник» симметричная, ось симметрии проходит по центру плиты вертикально. Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента лежат осевые симметрии (одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются).

Орнамент имеет центральный лепесток и два ответвляющихся боковых, основание трилистника имеет форму раскрытой книги. В профиль высота верхней части больше нижней, причем верхняя часть центрального лепестка приподнята и напоминает нос корабля. Если опустить прямые линии от крайних точек трилистника получится пятиугольник. Завершив анализ формы розетки, нужно выбрать точку зрения. Лучше садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещения. Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

Изображение трилистника следует начинать с размещения орнамента в листе, т.е. с композиционного решения. Причем начинаем с плиты: намечаем общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Уточним угол наклона (применяем метод визирования) плиты, ее пропорции с учетом перспективного сокращения (учитываем расположение линии горизонта). Пропорции плиты примерно равны 45. Построив основание плиты, ПОДНИМАЕМ верхнее основание и отмечаем ось симметрии с учетом перспективного сокращения.

Компоновка и обрубовочное построение «Трилистника».

Размечаем основные точки основания трилистника (нижнее основание чуть меньше верхнего) на верхнем основании плиты с применением перпендикуляров к оси симметрии на которых находятся эти точки. Таких линий будет 9. 1- вершина, 2- самая широкая часть центрального лепестка,3-вершины боковых лепестков, 4-соединение лепестков, 5- крайние точки ширины трилистника, 6-изменение рельефа трилистника, 7-самая узкая часть трилистника, 8-широкая часть основания,9-узкая часть основания. На этих линиях отмечаем ширину нижнего основания трилистника, сравнивая ее между собой, плитой и опуская вертикали. Можно ускорить работу, соединив вершину А с крайними точками ширины трилистника В-В и нижним основанием С-С. Ширину на 2,3,8 осях получаем автоматически. Соединяем полученные точки тонкими четкими линиями и получаем обрубовочное основание трилистника. Из полученных узлов поднимаем высоту трилистника, учитывая разницу высоты нижнего основания и вершины, а также угол наклона. При построении постоянно помним о перспективном сокращении. Отметив высоту у каждого узла, соединяем верхнее основание более четкими линиями, чем нижнее. Получаем обрубовочную форму трилистника.

Округление и проработка деталей трилистника.

Третий этап заключается в определении формы лепестков и цельной формы трилистника. Чтобы получить форму центрального лепестка нужно простроить рельеф верхнего основания нижней части трилистника. Этот рельеф может показаться очень запутанным в построении, поэтому нужно проявить внимательность. Во-первых, опускаем перпендикуляры с нижней части на верхнюю через вершины и впадины. Полезно рассмотреть данный рельеф вблизи и пощупать руками, можно выполнить схему во фронтальном положении. Построение начинаем от центральной оси- от ложбины центрального лепестка-1. Далее опускаем перпендикуляр из вершины центрального лепестка-2, ложбины крайних лепестков -3, вершины «разворота книжки»-4, впадины «разворота книжки»-5 и угла основания трилистника-6. Отмечаем на них высоты, соединяем прямыми линиями и округляем. Теперь приступаем к определению формы центрального лепестка: опускаем прямые линии из узловых точек второго перпендикуляра верхнего основания центрального лепестка в точки 2-2 рельефа основания трилистника. Далее округляем форму трилистника: добавляем и убавляем объем. Добавляем в верхней части у центрального и боковых лепестков и убавляем (углубляем) в нижней части трилистника. Завершаем форму окантовкой по краю трилистника.

Объемно-пространственное решение с добавлением минимального тона.

Особое внимание уделяем пространственному решению: линейная перспектива (ближе- дальше с помощью карандашей 2Т,Т,ТМ). Намечаем собственные и падающие тени легкой штрихтушевкой, усиливая ближние планы и ослабляя дальние. Работаем цельно и легко, не перегружая тонально, т. к. это гипс, работая в серой тональной растяжке. Тон нарабатываем от линий, не забывая уточнять сами линии.

Этот этап включает в себя легкое обозначение плиты и орнамента относительно друг друга как единого целого. Легко топим плиту серым тоном , выделяя при этом орнамент. Обобщенно проходим по теням собственным и падающим.

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Учимся рисовать орнаменты: Рисование гипсовой розетки

В учебном задании по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики, которые встречаются на капителях, карнизах, фризах, антаблементах, базах. Орнаменты предназначены для украшения архитектурных сооружений, прикладного искусства, предметов быта. В наши дни орнаменты предназначены, как правило, для декора в прикладном искусстве: на предметах быта, мебели, в оружейном искусстве, иногда для реставрационных работ по восстановлению памятников архитектуры. Основу орнамента составляет прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок орнамента из геометрических фигур или (чаще) из элементов растительного мира. Орнаменты, как правило, состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов, которые могут напоминать зубчики, бусинки, листья, цветы или другие предметы. Иначе говоря, орнамент представляет собой систему из отдельных элементов, связанных между собой в определенном порядке. Все элементы орнамента, формы листьев и цветов так или иначе подвержены стилизации, благодаря чему четко просматривается его структура. Наряду с простыми используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются волнообразные движения со спиральными завитками. Такие орнаменты часто встречаются на капителях, антаблементах, базах и гипсовых розетках.

Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием их форм, но и ставит перед студентами все более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке.

Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.

Для начальных упражнений необходимо воспроизвести наиболее простые и ясные орнаменты. Это позволяет легче понять их строение. Студентам следует помнить, что любой орнамент в гипсовой розетке или его размещение на каком-либо предмете (мебель, посуда, оружие) определяет его общую композицию, размер и взаимосвязь элементов. Поэтому, прежде чем перейти к изображению розетки, нужно ее изучить со всех сторон, анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Особое внимание необходимо обратить на освещенность орнамента. Поверхность должна быть освещена таким образом, чтобы была наиболее отчетливо выявлена основная структура.

При выборе места рисования (точки зрения) для длительного рисунка не обязательно начинать с фронтального положения, как обычно принято. Достаточно предварительно сделать линейно-конструктивную зарисовку с натуры в таком положении, чтобы разобраться в основных членениях и узловых точках изображения или в процессе построения время от времени изучать натурную модель с фронтального положения. Здесь нельзя дать однозначной рекомендации, так как все будет зависеть от меры способности самого рисовальщика. Лучше всего садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещенности Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента или групп его элементов лежат осевые симметрии. Это легко проследить на примерах простого орнамента, где одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются.

Рисование гипсовой розетки

Изображение орнамента гипсовой розетки следует начинать с размещения ее на листе бумаги. При этом изображение розетки необходимо начинать с прямоугольной плиты, а не самого орнамента. Для этого намечают видимую с данной точки зрения общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Здесь необходимо отметить, что на начальной стадии построения важно правильно определить основные габаритные размеры с учетом перспективного сокращения. От того, насколько верно определены размеры плиты, во многом зависят основные пропорции орнамента и его составных элементов. Определив основные размеры плиты и ее положение в пространстве (наклонное, вертикальное), намечают ось симметрии, являющуюся базовой основой рисунка. После чего, ориентируясь на характерные точки построения, строят линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательными линиями намечают узловые пункты лепестков и отдельных форм как у основания плиты, так и на выступающей поверхности, обозначая характерными точками основные узлы ближних элементов и перспективную отдаленность элементов, парных к ним. Это относится к рисованию модели с трехчетвертного положения.

Для ясности построения конструкции изображения рельефа орнамента нужно прорисовывать легкими линиями, как бы прозрачно, насквозь, все видимые и невидимые формы элементов. Это поможет проследить за ходом построения высоты рельефа орнамента, особенно на дальней, скрытой от глаз стороне высоты рельефа. Наметив основную выступающую массу орнамента, следует перейти к определению его крупных элементов. Проверив их, можно будет приступить к построению более мелких деталей. Работая над деталями, не следует терять из вида уже намеченную большую форму, что часто случается с начинающими рисовальщиками. При построении изображения гипсовых розеток с симметричным расположением орнамента необходимо последовательно намечать симметричные детали как справа, так и слева или, намечая ближнюю, следует намечать и дальнюю с одинаковой степенью прорисовки, но с учетом удаленности.

Рис.95. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

Несимметричные орнаменты (рис.95) представляют собой более сложную форму для рисования с натуры. Здесь, прежде всего, необходимо основываться на характере формы изгиба и завитка, правильно соотносить их пропорциональные части между собой и с целым. Намечая вспомогательными линиями основные размеры орнамента, следует установить взаимосвязь отдельных частей между собой. Установив основные пропорциональные отношения, переходят к изображению изгибов лепестков, цветов, веток, а также спиральных кривых завитка, сопоставляя их с остальными, ранее уточненными деталями. Приступая к выявлению объемной формы светотенью, необходимо подчеркнуть характер изгиба форм, плавность переходов линий, и главное, правильно сопоставить силу тонов как в тени, так и на свету, приближая рисунок к определенной степени завершенности.

Наиболее сложным объектом для рисования в архитектурной орнаментировке является лист аканта, применяемый в основном в качестве декоративного элемента в композиции сложных по форме коринфских капителей (см. рис.92). На рисунках этой капители можно увидеть, как в определенном порядке расположены лепестки листьев аканта, волюты, различные завитки. При изображении подобных сложных капителей прежде всего следует постараться понять их конструктивную сущность, основу, составляющую общую форму. Ее, как правило, составляет либо усеченный конус, либо усеченная четырехгранная пирамида, направленная широким основанием вверх. Ее верхний элемент — абака, представляет собой плиту сложной конфигурации, в основе которой лежит квадрат. Это хорошо прослеживается при рассмотрении плиты в плане (сверху), когда все острые углы одинаково удалены от центра. Для построения таких капителей необходимо понять, что они, как и остальные, относятся к телам вращения. Поэтому построение следует начинать со средней линии — оси симметрии, так же, как при построении дорической и ионической капителей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector