Com-ip.ru

КОМ IP
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисование орнамента гипсовой розетки

Коллекция книг о живописи и искусстве

Для учащихся в художественных учебных заведениях

  • Главная
  • Каталог книг
  • Учимся рисовать
  • Биографии
  • Статьи об искусстве
  • Ищу книгу

Содержание:

  • Введение
  • Рисунок — важнейшая область художественного творчества
  • Материалы и принадлежности для рисования
  • Графитный карандаш
  • Перо и тушь
  • Однотонная акварель
  • Бумага
  • Виды рисунка
  • Композиция рисунка
  • Понятие о перспективе
  • Работа над рисунком
  • Техника рисунка
  • Практическое значение рисования растений
  • Зарисовки листьев разных растений
  • Зарисовки цветов
  • Понятие о пропорциях предметов
  • Построение каркасов куба, призмы, цилиндра, конуса
  • Понятие об объемной форме предметов
  • Тоновой рисунок
  • Рисунок куба
  • Рисунок цилиндра
  • Рисунок шара
  • Рисование натюрморта
  • Рисунок орнамента
  • → Рисунок розетки
  • Рисование с натуры классической гипсовой вазы
  • Основы декоративного рисования
  • Рисунок в декоративно-прикладном искусстве
  • Практическое значение рисования головы человека
  • Рисунок слепка губ
  • Рисунок слепка носа
  • Рисунок слепка глаза
  • Анатомическая характеристика черепа человека
  • Тоновой рисунок черепа человека
  • Анатомическая характеристика мышц головы человека
  • Тоновой рисунок экорше головы человека
  • Рисование с натуры гипсовой модели головы человека (античная скульптура)
  • Памятка рисовальщику

Рисунок розетки

В упражнении по рисованию гипсового орнамента вы продолжали практически изучать основы изображения объемной формы и еще раз убедились в том, что форма выявляется и выражает свои материальные свойства с помощью света.

Новое задание, которое вы выполните, преследует все те же цели, что и раньше: приобщить вас к методически правильному способу рисования, умению смотреть на натуру, частное увязывать с общим, совершенствовать технические навыки владения карандашом и т.д.

В качестве натуры берется сложная архитектурная деталь — розетка из листьев аканта (орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка).

Первое впечатление от гипсовой модели данной розетки произведет в сознании сумбур восприятия, так как форма предмета для вас необычна. Сначала присмотритесь к натуре и не сразу, но постепенно вы станете воспринимать ее логику и привлекательность. Вы заметите, что розетка напоминает какой-то фантастический растительный мотив, состоящий из листьев незнакомого растения — аканта, разумеется, стилизованного. Затем обратите внимание на шарообразный плод, поместившийся в углублении между акантовыми листьями. Все детали плода композиционно объединены со всем обликом розетки. Плод отдаленно повторяет форму самой розетки.

Гипсовая копия розетки, которую предстоит рисовать, выполнена исключительно для графического изображения. В прошлом веке неизвестный итальянский скульптор изваял розетки по заказу одной из европейских художественных академий для рисовальных классов. В то время новые формы изобразительного искусства вели борьбу с отживающей рутиной, догмами классицизма, господствующими в живописи, архитектуре и других видах искусства. Скульптор хорошо знал древнегреческие классические формы и привнес часть их в заказанную модель.

Непосредственно перед началом работы по рисованию розетки сделайте компоновочный эскиз, в котором поищите вариант построения конструктивной основы формы гипсовой модели. Пользуясь эскизом, начните выполнение рисунка.

Намечая силуэт общей формы, определите сразу на бумаге ракурс, в котором находится натура. Поскольку ее подвешивают к стене, горизонт будет высоким (перспективные изменения модели нужно учесть).

Общая форма розетки напоминает блюдо. Наметив пересекающиеся вспомогательные прямые — вертикальную и наклонную к горизонту, легко очертите круг, повинующийся перспективным закономерностям, условно ограничивающий края акантовых листьев. Затем посмотрите на четыре диагонально размещенные в промежутках между листьями растительные формы — вы увидите, что они как бы заключены в углы квадрата. Наметьте этот квадрат в пропорциональном отношении к кругу.

Теперь ваш взгляд устремляется к шарообразному плоду в центре розетки. Диаметр его по размеру относится к внешнему диаметру розетки в пропорциях «золотого сечения», которые встречаются в формах розетки еще несколько раз. Предположить, что скульптор знал об этих пропорциях, не составит труда на примере этой модели, но если даже отбросить такую мысль, иные размеры, иные соотношения выглядели бы негармонично. Наш глаз — строгий судья, различающий как привлекательное, так и отталкивающее.

Листья аканта в натуре плавно изгибаются, и в рисунке следует показать невидимую границу изгибов в виде еще одного перспективного круга. Самый маленький круг — выступающую сердцевину плода — тоже не забудьте наметить. Итак, на бумаге образовались очертания, общая форма которых напоминает глубокую коническую тарелку (рис. 27).

Затем конкретизируют общие очертания частей розетки, но не начинают с отдельного контура составной части, а размещают все четыре листа в их соотношении друг к другу. Если посмотреть только на листья аканта и сопоставить их расположение, сразу станет виден как бы крестообразный характер формы. Следовательно, придерживаясь перспективного изображения, проведите прямые линии, служащие общими силуэтами всех листьев. Это сразу конкретизирует общий облик, намечаемой формы розетки (рис. 28).

Вслед за этим продолжите работы над детальной наметкой формы частей, проложите необходимые пятна теней, разумеется, пока чисто условные, создавая более понятное изображение, ориентирующее на дальнейшую конкретизацию уже более мелких форм розетки.

Наступает та стадия работы над рисунком, когда нужно многое уточнить, исправить. Общее впечатление от него сейчас такое, что пространственный характер в основном выявлен и требуется нечто более определенное. Большую форму определяют способом «обрубовки», как сказал скульптор, «отсекая все лишнее».

Получив на стадии «обрубовки» формы объемность рисунка, постарайтесь сохранить это впечатление до конца изображения розетки. Полагаем, что вы не загрязнили рисунок множеством «поисковых» следов карандаша, намечали линии легко и свободно. Рисунок сейчас должен выглядеть таким, что над ним можно еще долго работать (рис. 29).

Тоновое решение изображения розетки с акантовыми листьями зависит от того, как вы справитесь со сложностями накопления штрихового слоя карандаша.

Уже неоднократно упоминалось о том, что неграмотная или скорее безразличная моделировка формы тоном разрушает впечатление объемности рисуемого предмета. Форма в рисунке должна «лепиться» штрихами, прокладываемыми по направлению ее поверхностей, и любое нарушение этого правила ведет к неудаче, а от нее к неуверенности в своих возможностях. Все участки изображения неминуемо требуют моделировки формы, исключая в тоновом рисунке лишь те, где поверхность нуждается в передаче бликов и самых ярких мест.

Построив конструктивную основу формы розетки, вы концентрируете внимание уже на тоновое состояние натуры. Оно пока сложнее по сравнению с тем, что вам приходилось делать до сих пор. Но по сравнению с дилетантами (любителями) вы значительно ушли вперед, многое узнали и практически воплотили в своих рисунках. Дилетант, получив задание нарисовать розетку, не стал бы мудрствовать, а аккуратненько скопировал контуры всей модели и оттушевал их у краев, нисколько не заботясь о соответствии освещенности в натуре и рисунке. А для вас все должно быть иначе, т.е. правильно и грамотно.

Читать еще:  Митсубиси паджеро спорт питание розеток 12в

На завершающем этапе рисования розетки проработайте детали всей формы, не допуская долгой задержки над какой-то одной. Такое постепенное моделирование тоном помогает все время видеть весь рисунок, т.е. последовательное наполнение изображения плотностью штриховки держит общую тональность рисунка в необходимых границах.

Последовательность в моделировке, «лепке» формы тоном, когда ни один участок изображаемой модели не проработан до конца, помогает вам избежать пестроты, разрушающей целостность изображения.

Выполняя рисунок подобным образом, вы имеете возможность сравнивать тональность изображения с общим тоновым состоянием натуры. Для этого иногда отходите от рисунка на определенное расстояние, позволяющее охватить взглядом и рисунок, и натуру.

Следите за различием в полутонах, но не допускайте того, чтобы оно «запестрело». Если не следовать системе в наблюдении натуры, когда рисующий долго рассматривает какую-либо деталь, зрение обладает свойством несколько «искажать» восприятие и уводить от верности в передаче полутона. Ведь мы обладаем прежде всего цветовым зрением, а изображение создаем черно-белое.

Последовательность проработки формы тоном допускает возможность в ходе работы устанавливать в натуре самые светлые и самые темные градации светотени и держать их в поле зрения. Если в изображении вы не будете определять от них производные, пропорциональные отношения, то законы контраста, действующие при искусственном освещении гипсовой модели особенно активно, приведут к механически повторяемым ошибкам в изображении.

Тоновое изображение в рисунке заключается не в изолированном копировании того или другого участка, а в установлении связи между теми тонами. В каждом рисунке руководствуйтесь методом сравнении, сличайте тона по их насыщенности и светлоте. Старайтесь всегда тренировать зрение, приучая его схватывать в натуре не узкий участок, а более широкий, с тем чтобы только путем сравнения делать вывод о том или ином характере тона.

Чтобы рисунок розетки соответствовал натуре, мало учесть и соблюсти требование светотеневой проработки изображения. Нужно также разнообразить приемы технического исполнения работы карандашом. Рецептов здесь предписать нельзя, ибо у каждого человека свое чувство, умение видеть натуру, понимать ее, свое желание добиться верной передачи тоном материальных свойств предмета (фактур его поверхности).

При завершении любого рисунка всегда необходимо итоговое обобщение (рис. 30).

  1. Что такое орнамент?
  2. В чем заключаются особенности рисования гипсовой розетки?

Гипсовая ассиметричная розетка

В качестве натуры используется пластически выразительная модель с асимметричным растительным орнаментом.
1.В процессе выполнения рисунка закрепляются навыки компоновки.

2.Особое внимание заостряется на приемах построения карандашом сложной пластической формы путем сведения ее к простым геометрическим объемам и плоскостям.

Просмотр содержимого документа
«Гипсовая ассиметричная розетка»

МАУДО города Ялуторовска «Детская школа искусств имени С.И. Мамонтова »

Гипсовая ассиметричная розетка Выполнила преподаватель ИЗО: Богомазова А.Г. Ялуторовск 2020

Последовательность выполнения работы. В качестве натуры используется пластически выразительная модель с асимметричным растительным орнаментом . 1.В процессе выполнения рисунка закрепляются навыки компоновки . 2.Особое внимание заостряется на приемах построения карандашом сложной пластической формы путем сведения ее к простым геометрическим объемам и плоскостям. 3.Светотеневая моделировка формы – это логическое продолжение линейного построения, а не механическое дополнение к нему, то есть не просто раскраска рисунка тоном.

Рисующий должен четко уяснить себе структуру изображаемого объема путем расчленения его с помощью вспомогательных линий на простые и ясные плоскости и планы. Следует добиваться тонкой гармонической соразмерности пластических масс изображаемой модели, передачи ее характерных индивидуальных особенностей.

Рассмотрим орнамент с точки зрения перспективы. Если он находится выше уровня горизонта, то точки схода для двух семейств параллельных линий будут внизу. Первое семейство – горизонтальные линии глубины. Второе – горизонтали ширины этой плиты и линии связи для симметричных точек орнамента – у них общая точка схода. Вертикали строим строго вертикально.

Построения базовой плиты. На базовой плите отметим середину вертикальной линией – это след плоскости симметрии орнамента. Теперь выясним по направлению наклон средней линии в условной передней плоскости орнамента и построим эту линию с соответствующим сдвигом вправо. Отметим на наклонной линии высоту трилистника и найдем положение симметричных точек для основных размеров по ширине, которые будут откладываться на горизонтальных линиях с точкой схода справа. Соединим эти точки. Далее доводим рисунок исходя из построенной конструкции .

Первый этап. Рисование гипсового орнамента 1. Визуальное наблюдение, изучение и анализ формы гипсового орнамента, компоновка изображения в листе. 2.Нахождение пропорций и прорисовка плиты орнамента на основе законов наблюдательной перспективы. 3.Для симметричного орнамента нахождение на плите геометрического центра. Нахождение следа центрального луча и пометка его на рисунке.

Второй этап. Рисование гипсового орнамента 1. Изучение и пропорциональный анализ профильного сечения орнамента. 2.Пометка характерных точек и направлений, определяющих движение основных масс орнамента. 3. Выделение в общей форме и построение основных частей орнамента через их узловые пункты

Третий этап. Рисование гипсового орнамента Найдя конструкцию розетки и определив основные составляющие ее части, наметить тональные разницы, то есть отметить объемы, а затем повести рисунок как построение формы тоном. В тональном рисунке каждый штрих должен помогать уточнять общую форму всей розетки. Анализ объемных и линейных отношений конструкции орнамента, перспективных сокращений. Внесение исправлений в рисунок. Прорисовка мелких форм и деталей и завершение линейно-конструктивного рисунка гипсового орнамента.

Статья План — конспект открытого урока на тему «Рисование гипсовой розетки». Автор: Егорова Людмила Николаевна

Автор: Егорова Людмила Николаевна
План-конспект открытого урока по предмету «рисунок» на тему «Рисование гипсовой розетки»

Автор: Егорова Людмила Николаевна

Муниципальное бюджетное учреждение

«Детская художественная школа»

городского округа Отрадный Самарской области

Конспект открытого урока

по предмету «Рисунок»

5 класс

« Рисование гипсовой розетки»

Преподаватель Егорова Л.Н.

г. о. Отрадный 2020 г.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по предмету «Рисунок» в 5 классе

7 октября 2020г.

дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная

программа в области изобразительного искусства «Живопись»

срок обучения – 5 лет

Егорова Людмила Николаевна

«Рисование гипсовой розетки» — 8 часов (2 занятия по 4 часа).

Тема урока: «

построение гипсовой розетки (4

Вид занятия:

рисование с натуры

выполнение построения гипсовой розетки, применение на

практике полученных знаний о законах «линейной перспективы».

— формирование и систематизация знаний по основам рисунка (градации
светотени, линейная перспектива);

— формирование понимания объемного и плоского изображения;

— развитие образного, пространственного мышления;

— развитие мышления на основе упражнений, направленных на выполнение
операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

— развитие глазомера, наблюдательности;

— развитие навыков воспринимать пропорции предметов, способность видеть
предметы целостно;

— закрепление последовательности изображения натуры;

— воспитание аккуратности при работе графическими материалами.

Методы и приемы работы:

мотивация учебной деятельности, наглядный

метод, метод образного сравнения, актуализация знаний и пробное учебное
действие, валеологическая пауза, рефлексия.

Читать еще:  Наградные розетки для выпускников детского сада

Оборудование и материалы к уроку для учителя

-постановка (гипсовая розетка на фоне драпировки, плита расположена на
натурном столе; освещение орнамента контрастное, с правого верхнего угла.)

-телевизор (эл. носитель информации для просмотра видео урока).

2. Наглядное пособие:

— тональный рисунок гипсовой розетки поэтапно.

3. Методическое пособие: «Последовательность построения симметричного
гипсового орнамента».

Материалы для учащихся:

плотная бумага формата А3, карандаш «Т»,

1. Организационная часть.
2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
3. Вводная беседа.
4.Объяснение нового материала

5. Самостоятельная работа.

6. Просмотр работ учащихся.

7. Подведение итогов.

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и
необходимых инструментов, а так же правильность посадки учеников.

Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

Объявить тему урока. Поставить перед учащимися цели и задачи урока.

Вводная беседа.

Гипсовые орнаменты и розетки применяются как архитектурные детали для
украшения фасадов зданий и интерьеров. Основу орнамента составляет
прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок
из геометрических фигур или элементов растительного мира. Обычно
орнаменты состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов,
которые, как правило, подвержены стилизации, благодаря чему четко
просматривается их структура. В архитектуре наряду с простыми часто
используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются
волнообразные элементы со спиральными завитками.
Форма орнамента состоит из большого количества разнообразнейших мелких
форм, которые объединены в одно целое, выражающее архитектурный
замысел. При рисовании орнамента важно разобраться во всех деталях, не

упуская целого. Прежде чем перейти к изображению элемента орнамента,
следует проанализировать высоту рельефа на отдельных участках.
Особенностью гипсового рельефного орнамента является четкость формы и
выразительность светотеневых переходов, поэтому необходимо обратить
внимание на освещенность орнамента.
Гипс относится к материалам, изобразительные свойства которых лучше
проявляются при искусственном освещении. При этом он дает четкие тени,
выразительную мягкость полутонов и ярко освещенные участки.

4.Объяснение нового материала

4.1. Анализ объекта.

Плита расположена на натурном столе. Освещение орнамента контрастное, с
правого верхнего угла, наша точка зрения — чуть слева от объекта
изображения. Мы видим плиту в небольшом ракурсе.

4.2. Композиционное размещение рисунка на листе.

Прежде всего, найдем композиционное расположение гипсовой плиты на
листе бумаги с учетом перспективных сокращений. Уточняем соотношения
общих масс частей и их пропорции, применяя метод визирования и метод
образного сравнения.
Определим, где будет проходить линия горизонта. В данной постановке она
будет проходить на уровне верхней части гипсовой плиты ближе к ее
верхнему краю.

4.3. Линейно-пространственное построение гипсовой розетки с учетом их
перспективного сокращения.

Сложную пластическую форму сводим к

простым геометрическим объемам и плоскостям.
Начинаем рисование гипсовой розетки с очерчивания прямоугольной плиты,
для этого отмечаем общую форму, нижние, верхние и боковые границы.

Также определяем размеры плиты с учетом перспективы и наклона объекта в
пространстве. Учитываем, что от правильности определения плиты во
многом будут зависеть ракурс и пропорции розетки.

На изображенной плите намечаем гипсовый орнамент. Определяем середину
плиты, проведя диагонали.
Намечаем линии симметрии, они будут являться базовой основой рисунка.
Затем, в зависимости от формы розетки, строим основные линии построения.
Заключаем в них многоугольник (количество углов зависит от количества
лепестков – выступающих точек). Отмечаем точками все основные узлы
элементов. Если розетка находится под углом, располагаем все фигуры
пропорционально с учетом перспективы.

Легкими полупрозрачными линиями прорисовываем основные линии
конструкции. Тщательно строим даже невидимые линии, так как малейшая
ошибка приведет к нарушению хода построения рельефа. Создаем общий

силуэт, при этом обращаем внимание, чтобы все части были
пропорциональны по отношению друг к другу.
Чтобы наметка стала более детальной и понятной, несколькими штрихами
условно отмечаем основные пятна теней.
Постепенно «обрубаем» все лишнее и добавляем мелкие детали. Получаем
максимальную объемность и конкретность всех форм, но не загрязняем
рисунок слишком большим количеством «поисковых» следов карандаша.
Все время уточняем построение орнамента, его расположение на гипсовой
плите, выявляем характерные формы.

5. Самостоятельная работа.

Пока рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по
отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников,
надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить
внимание на правилах построения гипсовой розетки в перспективе, пояснить
рисунком.

Просмотр работ учащихся.

Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим
критериям:
1. Композиция в листе.

2. Пропорции и характер предмета.

Подведение итогов.

Подведение итогов в форме просмотра (рефлексия) проводится в конце
каждого занятия.
Выставление оценок

Практические работы студентов по дисциплинам “Живопись и цветоведение», «Рисунок», «Дизайн» (стр. 8 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Практическая работа №10

Тема: Методика работы над графическим натюрмортом

Задание: Рисунок натюрморта из предметов сложной формы с передачей фактуры (уголь, сангина).

Материалы: Формат бумаги А2

Описание работы: В учебных постановках чаще всего ставятся чисто учебные задачи, направленные, как правило, на усвоение элементарной грамоты рисунка и приемов перспективно-конструктивного построения изображения группы предметов, выявления объемных форм светотенью и, главное, на обучение целостному видению группы предметов в их тоновом и композиционном единстве. Изображение натюрморта в учебном задании, по существу, является базой для перехода к серьезному изучению основных положений реалистического рисунка.

В процессе работы над рисунком натюрморта студенты приобретают специальные практические навыки, развивают глазомер, учатся воспринимать пропорции, улавливать тончайшие светотональные градации и вырабатывают необходимое качество для рисовальщика — способность видеть предметы цельно. В натюрморте необходимо передать сложные разнохарактерные формы предметов или объектов, имеющих различную окраску и фактуру материала (стекло, керамика, гипс, металл, бумага, цветы, фрукты). Размеры предметов должны отличаться друг от друга, а их количество не должно превышать трех-четырех. При этом следует избегать чрезмерной разницы в размерах. Светлые и темные предметы, с учетом их цветовых сочетаний, должны быть сопоставлены контрастно. Это подчеркивает особенности каждой формы — материальность, фактуру, размеры и разнообразие оттенков, что придает выразительность постановке и во многом облегчает решение поставленной задачи.

При подборе предметов для составления натюрморта нужно учитывать следующее: все они должны быть подобраны сообразно смысловому значению и увязаны между собой, т. е. объединены тематически и близки по своему практическому назначению. Случайных предметов в постановке быть не должно. Тематические натюрморты в учебном задании способствуют развитию не только технических навыков, но и столь необходимых в будущем творческих способностей у студентов.

Рис.17. Тональный рисунок натюрморта

Начинается изображение натюрморта с композиционного расположения на плоскости листа. Методом визирования определяются пропорции всех предметов, входящих в натюрморт. Далее идёт построение рисунка – конструктивный анализ сложных форм предметов. Затем намечаются светотеневые градации, убираются линии построения. Для рисунка углём или сангиной, нужно взять фактурную бумагу, чтобы уголь не осыпался. Сыпучие материалы можно растушевывать, подчёркивая линией грани и контуры предметов, выступающие на первый план. Завершается рисунок стадией обобщения – предметы сравниваются между собой по тону, форме. Для этого необходимо чаще отходить от работы, смотреть на неё издалека, сравнивая изображение с натурой. Работу углём или сангиной необходимо закреплять специальным лаком.

Читать еще:  Расчетная мощность бытовых розеток

Практическая работа №10

Тема: Анализ строения стилизованных элементов архитектурной орнаментики

Задание: Тональный рисунок гипсовой розетки

Материалы: Формат бумаги А3, А2, материал по выбору студента.

Описание работы: В учебном задании по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики, которые встречаются на капителях, карнизах, фризах, антаблементах, базах. Орнаменты предназначены для украшения архитектурных сооружений, прикладного искусства, предметов быта. В наши дни орнаменты предназначены, как правило, для декора в прикладном искусстве: на предметах быта, мебели, в оружейном искусстве, иногда для реставрационных работ по восстановлению памятников архитектуры. Основу орнамента составляет прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок орнамента из геометрических фигур или (чаще) из элементов растительного мира. Орнаменты, как правило, состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов, которые могут напоминать зубчики, бусинки, листья, цветы или другие предметы. Иначе говоря, орнамент представляет собой систему из отдельных элементов, связанных между собой в определенном порядке. Все элементы орнамента, формы листьев и цветов так или иначе подвержены стилизации, благодаря чему четко просматривается его структура. Наряду с простыми используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются волнообразные движения со спиральными завитками. Такие орнаменты часто встречаются на капителях, антаблементах, базах и гипсовых розетках. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием их форм, но и ставит перед студентами все более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке.

Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.

Рис. 18. Рисование гипсовой розетки

Для начальных упражнений необходимо воспроизвести наиболее простые и ясные орнаменты. Это позволяет легче понять их строение. Любой орнамент в гипсовой розетке или его размещение на каком-либо предмете (мебель, посуда, оружие) определяет его общую композицию, размер и взаимосвязь элементов. Поэтому, прежде чем перейти к изображению розетки, нужно ее изучить со всех сторон, анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Особое внимание необходимо обратить на освещенность орнамента. Поверхность должна быть освещена таким образом, чтобы была наиболее отчетливо выявлена основная структура.

При выборе места рисования (точки зрения) для длительного рисунка не обязательно начинать с фронтального положения, как обычно принято. Достаточно предварительно сделать линейно-конструктивную зарисовку с натуры в таком положении, чтобы разобраться в основных членениях и узловых точках изображения или в процессе построения время от времени изучать натурную модель с фронтального положения. Здесь нельзя дать однозначной рекомендации, так как все будет зависеть от меры способности самого рисовальщика. Лучше всего садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещенности Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента или групп его элементов лежат осевые симметрии. Это легко проследить на примерах простого орнамента, где одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т. е. повторяются.

орнамента гипсовой розетки следует начинать с размещения ее на листе бумаги. При этом изображение розетки необходимо начинать с прямоугольной плиты, а не самого орнамента. Для этого намечают видимую с данной точки зрения общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Здесь необходимо отметить, что на начальной стадии построения важно правильно определить основные габаритные размеры с учетом перспективного сокращения. От того, насколько верно определены размеры плиты, во многом зависят основные пропорции орнамента и его составных элементов. Определив основные размеры плиты и ее положение в пространстве (наклонное, вертикальное), намечают ось симметрии, являющуюся базовой основой рисунка. После чего, ориентируясь на характерные точки построения, строят линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательными линиями намечают узловые пункты лепестков и отдельных форм как у основания плиты, так и на выступающей поверхности, обозначая характерными точками основные узлы ближних элементов и перспективную отдаленность элементов, парных к ним. Это относится к рисованию модели с трехчетвертного положения.

Рис. 19.Конструктивный и тональный рисунок гипсовой розетки

Для ясности построения конструкции изображения рельефа орнамента нужно прорисовывать легкими линиями, как бы прозрачно, насквозь, все видимые и невидимые формы элементов. Это поможет проследить за ходом построения высоты рельефа орнамента, особенно на дальней, скрытой от глаз стороне высоты рельефа. Наметив основную выступающую массу орнамента, следует перейти к определению его крупных элементов. Проверив их, можно будет приступить к построению более мелких деталей. Работая над деталями, не следует терять из вида уже намеченную большую форму, что часто случается с начинающими рисовальщиками. При построении изображения гипсовых розеток с симметричным расположением орнамента необходимо последовательно намечать симметричные детали как справа, так и слева или, намечая ближнюю, следует намечать и дальнюю с одинаковой степенью прорисовки, но с учетом удаленности.

Рис.20. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

Несимметричные орнаменты (рис.20) представляют собой более сложную форму для рисования с натуры. Здесь, прежде всего, необходимо основываться на характере формы изгиба и завитка, правильно соотносить их пропорциональные части между собой и с целым. Намечая вспомогательными линиями основные размеры орнамента, следует установить взаимосвязь отдельных частей между собой. Установив основные пропорциональные отношения, переходят к изображению изгибов лепестков, цветов, веток, а также спиральных кривых завитка, сопоставляя их с остальными, ранее уточненными деталями. Приступая к выявлению объемной формы светотенью, необходимо подчеркнуть характер изгиба форм, плавность переходов линий, и главное, правильно сопоставить силу тонов как в тени, так и на свету, приближая рисунок к определенной степени завершенности.

Практическая работа №11

Тема: Эскизирование

Задание: Эскизы бытовых и промышленных изделий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector