Com-ip.ru

КОМ IP
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пусковой выключатель что это

Как устроен дистанционный выключатель?

Дистанционный выключатель – это электромеханический прибор, который применяется для управления освещением из нескольких мест посредством кнопочных выключателей. Такая схема исключает дополнительный расход коммутационных проводов, как это бывает при использовании проходных выключателей. При каждом импульсе положение всех контактов дистанционного выключателя изменяется с отключенного состояния на включенное. При исчезновении напряжения механические контакты выключателя сохраняют последнее коммутационное положение.

Устройство кнопочного дистанционного выключателя

Устройство имеет как цепь управления так и силовую цепь. Механизм прибора состоит из стального сердечника, который скользит в нутрии катушки, приводя в действие контактное устройство, которое размыкает и соединяет силовую электрическую цепь. Цепь управления функционирует в импульсном режиме, и ею управляют с помощью пусковой кнопки (кнопочного выключателя).

дистанционный выключатель.

Когда нажимают на кнопку цепи управления (1), катушка получает питание. Благодаря магнитному эффекту это приводит в движение сердечник из мягкой стали(2), который, в свою очередь, приводит в действие механическое устройство (3), которое реализует электрический контакт. По цепи питания начинает идти ток.

Примечание. Бывают цепи управления с напряжением меньше, чем 230 В.

дистанционный выключатель.

Когда отпускают пусковую кнопку (4), механическое устройство продолжает удерживать электрический контакт в том же положении, и цепь по-прежнему получает питание (в противоположность действию контактора).

Число нажимных кнопок не ограничено.

Данную систему управления освещением используют, когда нужно иметь более двух точек управления освещением (например, длинный коридор, верх и низ лестницы).

Использование обычного выключателя вместо пусковой кнопки вызвало бы поломку дистанционного выключателя.

дистанционный выключатель.

Когда снова нажимают на кнопку цепи управления (5), сердечник из мягкой стали втягивается внутрь катушки (6) и воздействует на механическое устройство, которая размыкает рабочую силовую цепь (7).

Когда кнопку отпускают, электрический контакт остается в том же положении.

Схема дистанционного выключателя с тремя кнопками

Дистанционный выключатель чаще всего устанавливают в щитовой, но есть модели, которые легко помещаются в распределительной коробке.

Релейная защита и автоматика

Релейная защита — комплекс устройств, предназначенных для быстрого, автоматического (при повреждениях) выявления и отделения от электроэнергетической системы повреждённых элементов этой электроэнергетической системы в аварийных ситуациях с целью обеспечения нормальной работы всей системы. Действия средств релейной защиты организованы по принципу непрерывной оценки технического состояния отдельных контролируемых элементов электроэнергетических систем. Релейная защита (РЗ) осуществляет непрерывный контроль состояния всех элементов электроэнергетической системы и реагирует на возникновение повреждений и ненормальных режимов. При возникновении повреждений РЗ должна выявить повреждённый участок и отключить его от ЭЭС, воздействуя на специальные силовые выключатели, предназначенные для размыкания токов повреждения (короткого замыкания).

Релейная защита является основным видом электрической автоматики, без которой невозможна нормальная работа энергосистем.

Современные устройства защиты могут строиться на схеме, включающей в себя программируемый (микро)контроллер.

Содержание

  • 1 Основные виды защит
  • 2 Основные свойства релейной защиты
    • 2.1 Селективность (избирательность)
    • 2.2 Быстродействие
    • 2.3 Чувствительность
    • 2.4 Надёжность
  • 3 Основные органы релейной защиты
    • 3.1 Пусковые органы
    • 3.2 Измерительные органы
    • 3.3 Логическая часть
      • 3.3.1 Пример логической части релейной защиты
  • 4 Эксплуатация РЗА
  • 5 См. также
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Основные виды защит [ править | править код ]

  • Дифференциальная защита
  • Дуговая защита
  • Максимальная токовая защита
  • Токовая отсечка
  • Защита минимального напряжения
  • Дистанционная защита
  • Дифференциально-фазная (высокочастотная) защита

Основные свойства релейной защиты [ править | править код ]

Селективность (избирательность) [ править | править код ]

Селективность — свойство релейной защиты, характеризующее способность выявлять именно поврежденный элемент электроэнергетической системы и отключать этот элемент от исправной части электроэнергетической системы (ЭЭС). Защита может иметь абсолютную или относительную селективность. Защиты с абсолютной селективностью действуют принципиально только при повреждениях в их зоне. Защиты с относительной селективностью могут действовать при повреждениях не только в своей, но и в соседней зоне. А селективность отключения поврежденного элемента ЭЭС при этом обеспечивается дополнительными средствами (например, выдержкой времени срабатывания).

Быстродействие [ править | править код ]

Быстродействие — это свойство релейной защиты, характеризующее скорость выявления и отделения от электроэнергетической системы повреждённых элементов. Показателем быстродействия является время срабатывания защиты — это интервал времени от момента возникновения повреждения до момента отделения от сети повреждённого элемента.

Чувствительность [ править | править код ]

Чувствительность — это свойство, характеризующее способность релейной защиты выявлять повреждения в конце установленной для неё зоны действия в минимальном режиме работы энергосистемы. Другими словами — это способность чувствовать те виды повреждений и ненормальных режимов, на которые она рассчитана, в любых состояниях работы защищаемой электрической системы. Показателем чувствительности выступает коэффициент чувствительности, который для максимальных защит (реагирующих на возрастание контролируемой величины) определяется как отношение минимально возможного значения сигнала, соответствующего отслеживаемому повреждению, к установленному на защите параметру срабатывания (уставке).

Надёжность [ править | править код ]

Надежность — это свойство, характеризующее способность релейной защиты действовать правильно и безотказно во всех режимах контролируемого объекта при всех видах повреждений и ненормальных режимов, при которых данная защита предназначена, и не действовать в нормальных условиях, а также при таких повреждениях и нарушениях нормального режима, при которых действие данной защиты не предусмотрено. Иными словами, надежность — это свойство релейной защиты, характеризующее её способность выполнять свои функции в любых условиях эксплуатации. Основные показатели надёжности — время безотказной работы и интенсивность отказов (количество отказов за единицу времени).

Основные органы релейной защиты [ править | править код ]

Пусковые органы [ править | править код ]

Пусковые органы непрерывно контролируют состояние и режим работы защищаемого участка цепи и реагируют на возникновение коротких замыканий и нарушения нормального режима работы. Выполняются обычно с помощью реле тока, напряжения, мощности и др.

Измерительные органы [ править | править код ]

Измерительные органы определяют место и характер повреждения и принимают решения о необходимости действия защиты. Измерительные органы также выполняются с помощью реле тока, напряжения, мощности и др. Функции пускового и измерительного органа могут быть объединены в одном органе.

Логическая часть [ править | править код ]

Логическая часть — это схема, которая запускается пусковыми органами и, анализируя действия измерительных органов, производит предусмотренные действия (отключение выключателей, запуск других устройств, подача сигналов и пр.). Логическая часть состоит, в основном, из элементов времени (таймеров), логических элементов, промежуточных и указательных реле, дискретных входов и аналоговых выходов микропроцессорных устройств защиты.

Читать еще:  Таблички для автоматических выключателей
Пример логической части релейной защиты [ править | править код ]

Катушка реле тока K1 (контакты А1 и А2) включена последовательно со вторичной обмоткой трансформатора тока ТА. При коротком замыкании, на участке цепи, в котором установлен трансформатор тока, возрастает сила тока, и пропорционально ей возрастает сила тока во вторичной цепи трансформатора тока. При достижении силой тока значения уставки реле K1, оно сработает и замкнёт рабочие контакты (11 и 12). Цепь между шинами +EC и -EC замкнётся, и запитает сигнальную лампу HLW.

Данная схема приведена как простой пример. В эксплуатации используются более сложные логические схемы.

Эксплуатация РЗА [ править | править код ]

Для обеспечения надежной и экономичной работы энергосистем и энергетического оборудования, а также бесперебойного электроснабжения потребителей в электросетевых организациях проводится комплекс организационно-технических мероприятий по оснащению, эксплуатации и поддержанию на высоком техническом уровне устройств релейной защиты, электроавтоматики, дистанционного управления и сигнализации, сокращенно именуемых устройствами РЗА.

В России эта деятельность регулируется отраслевыми нормативно-техническими документами, основными из которых являются:

  • Правила устройства электроустановок (ПУЭ)
  • РД 153-34.0-04.418-98 «Типовое положение о службах релейной защиты и электроавтоматики»

Для осуществления указанного комплекса мероприятий на всех уровнях управления электроэнергетики России в соответствующих организациях создаются службы релейной защиты, автоматики и измерений (служба РЗА — СРЗА, служба РЗАИ — СРЗАИ), в подразделениях нижнего уровня (производственные отделения, предприятия электрических сетей (ПЭС)) — местные службы РЗАИ (МС РЗАИ), на электростанциях и каскадах ГЭС — службы РЗАИ или электротехнические лаборатории (ЭТЛ).

Пусковой выключатель что это

В зависимости от вида аварийных возмущений в энергосистеме применяют различные пусковые органы.

Пусковой орган, фиксирующий отключение линии электропередачи по положению ее выключателей, срабатывает при отключении линии тремя фазами по любой причине. Пусковыми элементами устройства являются контакты реле блокировки от многократного включения трех фаз реле положения «Отключено» трех фаз из схемы управления выключателем (рис. 10.8, катушки указанных реле на схеме не показаны). Схема составлена в предположении пофазного управления выключателем Q.

Использование реле KBS обеспечивает срабатывание пускового органа еще до отключения выключателя линии, чем обеспечивается ускорение действия ПА. Реле KBS в пусковой цепи помимо быстродействия существенно повышает надежность работы пускового органа, обеспечивая его срабатывание при неполнофазном отключении выключателя. В этих условиях пусковая цепь с контактами реле положения «Отключено» оказывается неработоспособной, так как реле KQT поврежденной фазы не срабатывает. Реле KQT трех фаз выключателя позволяют получить сигнал об отключении зыключателя в течение всего времени, пока он отключен.

Рис. 10.8. Схема пускового органа, фиксирующего отключение линии электропередачи по положению ее выключателя

Устройство работает следующим образом. При отключении линии W пусковая цепь устройства вызывает срабатывание быстродействующего промежуточного реле KL1, а также двухпозиционного реле KL2, которое фиксирует отключенное положение выключателя. Положение контактов реле KL2, показанное на рис. 10.8, соответствует включенному положению выключателя.

Реле KL1 при своем срабатывании самоудерживается с помощью контакта KL1.1 до момента срабатывания реле KL2, чем предотвращается срыв сигнала об отключении, возможный при возврате реле KBS раньше срабатывания реле KL2. Цепь RC, включенная параллельно катушке реле создает дополнительную задержку при возврате чем обеспечивается надежное срабатывание реле KL2. Промежуточное реле KL2 с фиксированным положением якоря позволяет сохранить информацию об отключении выключателя, выведенного в ремонт, когда может быть снято напряжение оперативного тока в цепях управления выключателем.

Сигнал аварийного отключения линии, используемый устройством АДВ, формируется с помощью выходного промежуточного реле KL5, которое срабатывает после замыкания контакта KL1.2. Так как реле KL1 срабатывает кратковременно, выходной сигнал удлиняется использованием контакта KL2.4. Обычно длительность сигнала пускового органа ограничивается. Это ограничение выполнено с помощью промежуточного реле KL4, имеющего задержку при своем возврате. В нормальном режиме, когда линия включена, реле КТ2 и KL4 находятся под напряжением, обеспечивая готовность выходной цепи. После отключения линии эти реле возвращаются. Реле времени КТ2, задерживая подготовку к действию выходной цепи устройства после включения линии, исключает срабатывание пускового органа в условиях оперативного включения линии из ремонтного состояния на короткое замыкание и ее последующего отключения релейной защитой. Выдержка времени реле КТ2 должна превышать время отключения линии релейной защитой.

Реле KL2 возвращается в исходное положение после включения выключателя Q, а также его разъединителей QS1 и QS2, для чего используются последовательно включенные контакты реле положения «Включено» отдельных фаз выключателя и вспомогательные контакты разъединителей QS1 и QS2. Последние исключают возврат реле KL2 в условиях, когда выключатель находится в ремонте и реле положения выключателя KQT и KQC могут находиться в произвольном положении.

Рассматриваемая схема формирует не только сигнал об аварийном отключении линии, но и сигнал о ремонтном состоянии линии. Сигнал о ремонте линии используется для перестройки устройства АДВ, поскольку в ремонтной схеме электрической сети меняются условия дозировки управляющих воздействий ПА.

Ремонтное состояние линии фиксируется после ее отключения с выдержкой времени, превышающей время трехфазного АПВ. Для этой цели используются реле времени КТ1 и промежуточное реле фиксации ремонта KL3. Реле времени КТ1, а затем и реле KL 3 срабатывают не только после отключения линии на той ее стороне, где установлено устройство (цепь с контактом KL2.2), но и при одностороннем отключении линии с противоположного конца, где также устанавливается пусковой орган фиксации отключения линии. Сигналы о состоянии линии с противоположной стороны передаются по каналу связи и принимаются при» емником аппаратуры ТСА. При этом контакт реле приемника KL1 замыкается при приеме сигнала об отключении линии, контакт KL2 замыкается при приеме сигнала о включении линии.

Двухпозиционное реле KL3 позволяет сохранить длительный сигнал о ремонте линии при пропадании напряжения оперативного тока.

Реле времени КТ1 включено по схеме несоответствия положения реле KL2 (или реле К1 приемника ТСА) и положения реле KL3. Реле КТ1 работает в кратковременном режиме: после срабатывания КТ1 и переориентации реле KL3 реле КТ1 возвращается в исходное положение.

Читать еще:  Выключатель кнопочный для телевизора

Возврат реле KL3 осуществляется после включения линии с двух сторон, для чего используются последовательно включенные контакты KL2.3 и К1.2. Возврат реле KL3 выполняется без выдержки времени, так как включение линии производится поочередно, сначала с одной стороны, а затем после успешного включения с данной стороны включается линия с противоположной стороны.

На линиях высокого напряжения чаще всего устанавливаются два выключателя с каждой стороны. Схема пускового органа при двух линейных выключателях аналогична рассмотренной. Предусматриваются элементы пускового органа для каждого из выключателей. Элементы, питаемые от источника оперативного Тока, относящегося к линии (± W), являются общими для обоих выключателей. В эту часть схемы добавляются элементы фиксации отключения второго выключателя.

Иногда линия с двумя выключателями дополнительно оборудуется линейным разъединителем. В этом случае ремонтное состояние линии может существовать при включенных выключателях линии, шинных разъединителях, но при отключенном линейном разъединителе. Для исключения возврата реле KL3 в его цепь возврата включаются замыкающие вспомогательные контакты линейного разъединителя,

Устройство резервирования при отказе выключателей

Устройство резервирования при отказе выключателя (или выключателей) предназначено для ликвидации повреждения, сопровождающегося отказом выключателя . УРОВ запускается при действии защит поврежденного элемента в случае, если не происходит изменение положения выключателя, либо через присоединение продолжает протекать ток КЗ . При срабатывании указанная автоматика отключает выключатели, смежные с отказавшим, с выдержкой времени, большей времени отключения выключателя. УРОВ должно предусматриваться на объектах при неэффективности дальнего резервирования (недостаточная чувствительность и отключение большого числа элементов), также этому способствует тот факт, что вероятность отказа выключателей значительно выше вероятности отказа защиты.

Накопленный опыт проектирования и эксплуатации УРОВ позволяет сформировать следующие принципы его выполнения:

1. Направленность действия УРОВ зависит от схемы первичных соединений распределительного устройства (РУ).

1.1 В случае использования схемы со сборными шинами с одним выключателем на присоединение, УРОВ действует на отключение секции через вводной и секционный выключатели при возникновении КЗ и отказе выключателя на одном из отходящих присоединений данной секции сборных шин. При КЗ непосредственно на секции шин и отказе секционного выключателя, УРОВ действует на отключение смежной секции шин, выдавая команду на отключение ее вводного выключателя.

1.2 На понижающих подстанциях (при наличии за вводными выключателем силового трансформатора (автотрансформатора), при КЗ на сборных шинах и отказе вводного выключателя, алгоритм УРОВ действует на отключение трансформатора (автотрансформатора) со всех остальных сторон.

1.3 Для узловых подстанций, при КЗ на сборных шинах и отказе выключателя линии, УРОВ блокирует работу ВЧ передатчиков высокочастотных защит линии, таким образом снимается блокирующий сигнал, передаваемый на противоположный конец линии.

1.4 При использовании УРОВ в РУ с более чем одним выключателем на присоединение (многоугольник, полуторная и др.), автоматика действует на отключение смежного неповрежденного элемента, для которого отказавший выключатель является общим с поврежденным присоединением.

2. Пуск автоматики УРОВ от защит поврежденного присоединения осуществляется через его выходное реле.

3. Для контроля отказа выключателя используется выдержка времени, которая отстраивается от времени отключения выключателя и времени возврата пускового органа устройства.

4. В цепи каждого выключателя предусматривается пусковой токовый орган во всех трех фазах, предназначенный для контроля положения выключателя. В случаях, когда предусматривается пофазное отключение выключателей (как правило в схемах 220 -500 кВ), оборудованных ОАПВ, используется орган тока, контролирующий ток в каждой фазе.

5. В связи с тем, что ложный пуск УРОВ, вызванный ошибочными действиями персонала, приводит к отключению всех смежных участков сети, а не только одного, как при ложном пуске защиты, предусматриваются следующие мероприятия:

  • предварительная посылка сигнала на отключение выключателя, сигнал отказа которого поступил;
  • дублирование пуска УРОВ от защит с помощью сигнала о включенном положении выключателя.

В качестве дополнительного мероприятия для предотвращения ложных срабатываний УРОВ в обеих схемах в цепи пуска схемы УРОВ устанавливаются накладки или ключи управления, позволяющие при проверке защиты или ее неисправности разомкнуть цепь пуска и выдачи команды на отключение питающих присоединений.

6. Схемы УРОВ предусматривают возможность срабатывания не только при отказе выключателя после срабатывания защиты, но и при последовательном отказе второго и третьего вы­ключателей после первого и второго срабатывания УРОВ.

7. В схемах УРОВ при повреждении в трансформаторе (автотрансформаторе) и отказе его выключателя предусматривается запрещение АПВ элемента, для которого отказавший выклю­чатель является общим с трансформатором.

8. В схемах УРОВ принимаются меры для исключения ложного действия при неправильном срабатывании выходных реле, входящих в схему.

9. В схемах УРОВ предусмотрен контроль наличия оперативного тока, действующий на блокирование УРОВ и на сигнал при его исчезновении.

Несмотря на описанные выше меры, возможны ложные срабатывания и излишние действия УРОВ по следующим причинам:

— при выводе из работы защиты из-за ее неисправности или по режиму оперативный персонал не отключает пуск УРОВ от этой защиты;

— при отключении присоединения для проверки защиты и не отключённом пуске УРОВ во время проверки, с учетом появления тока происходит его ложная работа;

— выходные реле защиты после отключения выключателя могут не возвратиться из-за ме­ханических дефектов;

— токовые реле, контролирующие факт отключения выключателя, могут залипать. Из-за их высокой чувствительности контакты могут часто замыкаться в режиме нагрузки и на них появляются заусенцы, что приводит впоследствии к невозврату контактной системы (относится к схемам УРОВ на электромеханической элементной базе);

— схемы оперативного тока УРОВ на электромеханических реле относительно сложны, и проведение полноценного опробования с выявлением всех возможных ошибок затруднительно.

Учитывая многолетний опыт по использованию схем УРОВ, а также наработанною статистику по неправильным действиям данных схем для устройств БЗП проработан алгоритм, учитывающий все данные особенности. В устройствах БЗП признаком, по которому УРОВ распознает отказ выключателя, является срабатывание любой защиты на отключение данного выключателя, отсутствия сигнала РПО и при этом наличие тока, протекающего через выключатель.

Функциональные схемы УРОВ для устройств БЗП-03 приведены на рисунках 1.1, 1.2, 1.3.

Рисунок 1.1 – функциональная схема УРОВ для БЗП-03-ОТ

Рисунок 1.2 – функциональная схема УРОВ для БЗП-03-ВВ

Рисунок 1.3 — функциональная схема УРОВ для БЗП-03-СВ

Читать еще:  Дистанционный выключатель розетки с пультом

Обязательным условием работы УРОВ является наличие разрешающего сигнала «Разр УРОВ» от ключа управления, установленного в каждой ячейке.

УРОВ формирует сигнал на отключение выключателя основного и резервного питания по факту отказа выключателя присоединения при срабатывании защит. В алгоритме пуска УРОВ некоторые защиты (МТЗ-1, МТЗ-2, УМТЗ, ОТКЛ от ДЗ) введены постоянно, возможность добавления других пусковых сигналов от защит, предусмотрена программными переключателям и определяется службой РЗиА эксплуатирующей организации.

Об отказе выключателя после срабатывания защиты будет свидетельствовать отсутствие сигнала «РПО» и наличие тока превышающего заданную уставку через выключатель присоединения, сигнал «Пуск по I».

Принципиально логика работы УРОВ для всех устройств серии БЗП и различных типов присоединений (БЗП-ОТ, БЗП-СВ, БЗП-ВВ) схожа, различие есть только в сигналах, участвующих в формировании сигнала «Пуск УРОВ» (см. рисунки 1.1, 1.2 и 1.3). На рисунке 2 показана принципиальная схема организации шинок УРОВ на терминалах БЗП-03.

Рисунок 2 – Принципиальная схема организации шинок УРОВ на терминалах БЗП-03 (номера клемм показаны условно)

Выключатели аккумуляторов

Выключатель аккумуляторов нужен для того, чтобы обесточить электрическую цепь при коротком замыкании и не дать возникнуть пожару. Выключатель обязательно устанавливают со стартовыми аккумуляторами ток холодного пуска которых превышает 800 А.

Наиболее вероятная причина пожара в цепи запуска – это заклинивший стартер. Но если аккумулятор небольшой (пусковой меньше 800 А), стартер быстро разрядит аккумулятор и у него не хватит энергии, чтобы вызвать пожар. Не смотря на то, что на катере с подвесным двигателем и электрической цепью, предназначенной только для запуска, стандарты разрешают не устанавливать выключатель, правильно использовать его повсеместно. Выключатель также необходим для тяговой аккумуляторной батареи большой емкости.

Выключатель аккумуляторов – это устройство безопасности. Но ни однополюсной, ни селекторный выключатели не предназначены для отключения аккумуляторов под нагрузкой. В нормальных условиях они изолируют аккумуляторную батарею только после того, как потребляющее ток оборудование выключено. Если регулярно использовать выключатель для прерывания тока, его контакты обгорят, сопротивление увеличится, и он сам станет причиной пожара. Поэтому для отключения цепей под нагрузкой выключатели применяют только в чрезвычайных ситуациях

Требования к выключателям

Выключатели аккумуляторов оцениваются по максимальной непрерывной нагрузке (испытания проводятся при номинальном токе в течении 1 часа) и по кратковременной нагрузке (испытания в течении 5 минут).

Максимально допустимая непрерывная нагрузка выключателя аккумуляторов не обязательно должна быть равна сумме токов, потребляемых устройствами в цепи. Мощные устройства редко включаются одновременно, а если и включаются, то работают не долго. Поэтому номинал выключателя выбирают равным (или большим) номиналу питающего кабеля. Если кабель защищен от перегрузки предохранителем или автоматом, то и переключатель оказывается защищенным.

Если одновременно включается несколько мощных устройств, предохранитель сгорит раньше, чем расплавится выключатель. Если номинал переключателя меньше номинала подводящего кабеля, предохранители подбирают для защиты выключателя аккумуляторов.

Другое важное требование к выключателям аккумуляторов – величина кратковременной нагрузки. Для выключателя на стартовом аккумуляторе она не должна быть меньше максимального пускового тока, определенного производителем двигателя. Это условие не всегда выполнимо. Даже у двигателей небольшой мощности пусковой ток часто превышает 1000 ампер при напряжении 12 вольт.

Однако такой ток присутствует в цепи доли секунды, а не пять минут, как во время испытаний. Поэтому компания Blue Sea Systems разработала стандарт, который основан на 10 попытках пуска двигателя длительностью по 2 секунды с двухсекундным интервалом и общем временем проверки 2 минуты. В результате для выключателей под маркой Blue Sea появилась новая характеристика – «Стартовый Ток», которая в два раза выше максимальной допустимой кратковременной нагрузки.

Переключатель на два аккумулятора

Двумя аккумуляторными батареями на катерах и яхтах традиционно управляют с помощью селекторного переключателя. Он имеет четыре положения. В первом оба аккумулятора отключены от нагрузки, во втором и в третьем попеременно подключены к ней, а в положении «1 + 2» объединены между собой.

Схема подключения селекторного переключателя аккумуляторов

Селекторный переключатель призван предотвратить разряд аккумулятора, выделенного для запуска двигателя. Однако часто оказывается, что владелец судна забывает перевести переключатель в нужное положение после того как заглушил или запустил двигатель или не помнит в какой позиции он должен стоять в данный конкретный момент.

Это приводит к тому, что во время движения заряжается только один аккумулятор (иногда не тот, который нужно), а на стоянке вместо сервисного разряжается предназначенный для запуска. Селекторный переключатель не изолирует друг от друга цепи разного назначения и оба вида нагрузок остаются соединенными как в положении 1+2, так и положениях 1 и 2. Из-за этого чувствительная электроника всегда подвержена скачкам напряжения при пуске двигателя, а освещение, холодильник и мультимедиа устройства могут разряжать стартовую батарею

Недостатки четырехпозиционной модели привели к появлению в системах управления двумя аккумуляторами двухполюсного переключателя. По сравнение с селекторным он обладает следующими преимуществами

  • Два положения — ON и OFF. Оба аккумулятора подключаются к нагрузке одновременно одним поворотом ручки
  • Цепи стартовой и сервисной батареи изолированы друг от друга. Мощные потребители, получающие энергию от сервисного аккумулятора, не влияют на стартовый
  • Эхолоты и навигационные устройства, подключенные к сервисному аккумулятору защищены от скачков напряжения при запуске двигателя.
  • Электромагнитные помехи, возникающие в сервисной цепи не передаются в электронные схемы управления двигателем

Переключатель аккумуляторов может быть с функцией объединения батарей или без нее. Но в обоих случаях он устраняет путаницу, вызываемую селекторным переключателем и упрощает управление нагрузкой

Схема подключения переключателя аккумуляторов на две цепи

Когда двухполюсный переключатель установлен в позиции OFF оба аккумулятора отключены. В положении ON, ток от стартового аккумулятора течет к цепи запуска двигателя, а от сервисного к бортовому оборудованию. Позиция COMBINE BATTERIES соединяет аккумуляторы параллельно. В этом положении сервисный АКБ можно использовать для пуска двигателя, если стартовый разряжен, или заряжать оба аккумулятора от генератора. Автоматизировать процесс зарядки можно, если одновременно с переключателем установить реле развязки или зарядный конвертер

Примеры зарядных конвертеров:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector