Словообразовательный анализ слова выключатель
Словообразование
Компакт-тема № 4*
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик —> домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
Упражнения
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть.
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать.
Пояснение:
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Основные способы словообразования
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
Упражнение
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
Распределите слова по трем группам по способу образования.
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь —> увлечься, учить —> учиться, сломать —> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто —> кто-то, чей —> чей-либо, какой —> какой-нибудь, где —> где-то, когда —> когда-либо, как —> как-нибудь).
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- —> синева и син(ий) + —> синь.
Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) —> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) —> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) —> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) —> весной (наречие).
Упражнения
1. Укажите способ образования слов:
подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.
Разбор по составу слова «выключатель»
вы | приставка |
ключ | корень |
а | суффикс |
тель | суффикс |
ø | нулевое окончание |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пошлинный (прилагательное):
Ассоциации к слову «выключатель»
Синонимы к слову «выключатель»
Предложения со словом «выключатель»
- Щёлкнул выключатель чайника, и почти одновременно клацнул язычок замка в двери спальни.
Цитаты из русской классики со словом «выключатель»
- Я привернул выключатель, и мгновенно тьма съела мою комнату.
Сочетаемость слова «выключатель»
- электрический выключатель
автоматические выключатели
невидимый выключатель - выключатель настольной лампы
выключатель света
выключатель ночника - в поисках выключателя
кнопка выключателя
щелчок выключателя - выключатель щёлкнул
выключатель сработал
выключатель нашёлся - щёлкнуть выключателем
нащупать выключатель
повернуть выключатель - (полная таблица сочетаемости)
Каким бывает «выключатель»
Значение слова «выключатель»
ВЫКЛЮЧА́ТЕЛЬ , -я, м. Приспособление для выключения и включения электрического тока. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
- Как правильно пишется слово «выключатель»
- Склонение существительного «выключатель» (изменение по числам и падежам)
- Цитаты со словом «выключатель» (подборка цитат)
- Перевод слова «выключатель» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «выключатель»
ВЫКЛЮЧА́ТЕЛЬ , -я, м. Приспособление для выключения и включения электрического тока.
Предложения со словом «выключатель»
Щёлкнул выключатель чайника, и почти одновременно клацнул язычок замка в двери спальни.
Словом, я шарила рукой по стене и никак не могла нащупать выключатель.
За спиной щёлкал выключатель, хлопала дверь, поворачивался в замке ключ.
Синонимы к слову «выключатель»
- переключатель
- рубильник
- отключение
- зуммер
- прерыватель
- (ещё синонимы. )
Ассоциации к слову «выключатель»
- свет
- включение
- выключить
- электричество
- кнопка
- (ещё ассоциации. )
Сочетаемость слова «выключатель»
- электрический выключатель
- выключатель настольной лампы
- в поисках выключателя
- выключатель щёлкнул
- щёлкнуть выключателем
- (полная таблица сочетаемости. )
Каким бывает «выключатель»
- настенный
- аварийный
- автоматический
- электрический
- невидимый
- (ещё. )
Морфология
- Склонение существительного «выключатель»
Правописание
- Как правильно пишется слово «выключатель»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Тема: «Морфемика. Словообразование»
План-конспект урока
Тема: «Морфемика. Словообразование»
Цели: Систематизация знаний по разделам «Морфемика», «Словообразование», в первую очередь, знаний о структуре слова, закрепление знаний о способах образования слов. Совершенствование навыков морфемного и словообразовательного анализов с учетом его лексического значения и особенностей образования; отработка орфографической грамотности с учетом значения морфем при выборе их правильного написания (приставок пре-, при-; приставок на з, с; суффиксов — лив-, — чив-). Формирование грамотной доказательной речи с правильным употреблением изученной терминологии.
Основные понятия темы показаны на экране интерактивной доски, их повторяем в течение урока.
Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.
Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.
Непроизводные основы состоят из корня.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.
I. Введение в тему. Работа с текстом.
а) Запись текста под диктовку.
Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка…
Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым.
б) Выполнение заданий:
— Объясните постановку знаков препинания в предложении.
— Какое значение привносят суффиксы в слово парень?
— Объясните написание выделенного слова.
в) Выполнение морфемного анализа выделенного слова.
Цель морфемного анализа — установить, из каких значимых частей состоит слово.
Морфемный анализ помогает также точнее представить значение слова и его грамматическое значение.
План морфемного анализа дан каждому ученику в классе.
Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.
II. Морфемный состав слова: систематизация знаний и отработка практических
навыков.
1.Повторение правописания прилагательных с суффиксом — лив-, — чив-.
а) Запишите слова:
Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый, талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый, настойчивый, доверчивый, вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый, вдумчивый, забывчивый.
б) Определите значение прилагательных с суффиксами — лив-, — чив — (обладание каким —
либо качеством, склонность, предрасположенность к чему-либо).
в) Ответьте, какое прилагательное нужно употребить, характеризуя:
1.боязливого, недоверчивого человека? 2. действие, связанное с риском, угрожающее опасностью? 3. толкового, восприимчивого человека? 4. ясный, вразумительный, доступный пониманию? 5. заискивающего, льстивого человека? 6.действие, соответствующее чьему-либо желанию, удовлетворяющее чьим-либо потребностям, вкусам? 7. хозяина, который имеет на всякий случай всё необходимое? 8. детали, части машин, которые изготовлены в качестве резерва?
Записываем в тетрадях прилагательные: опасливый – опасный; понятливый – понятный;
угодливый – угодный; запасливый — запасный, запасной.
Вывод: употребление различных морфем ведет к изменению лексического значения слов, хотя корень остается прежний.
г) Попутное повторение понятия о паронимах (однокоренных словах, близких по
звучанию, но разных по значению или частично совпадающих в своём значении).
III. Морфемика и орфография.
Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.
Ра(с, сс)овый, ра(с, сс)тилаться, р…стение, ра(с, сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.
Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачной» и орфографию этих слов.
Задания 1, 2, 3, 4 распечатаны на карточках и выданы каждому ученику.
IV. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательный анализ слова — это выяснение того, как образовано данное слово,
т. е. от чего и с помощью чего. Способы образования слов (материал дан на экране интерактивной доски).
Задание: выполните словообразовательный анализ слов: изгибисто, насмешливый.
План словообразовательного анализа дан каждому ученику.
Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.
Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.
Внимание!
Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.
V. Повторение понятий о производных и непроизводных основах.
Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.
Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
VI. Повторение понятия словообразовательная пара.
Задание 4.
а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список
ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.
Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист; водосток – водосточный; интеллигент – интеллигентность.
б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное
средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы
можете исправить?
Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачным» их лексическое значение.
VII. Урок завершается работой по карточке (дана каждому ученику).
1.Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.
1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и
дополнительным компонентом значения.
2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.
4. Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.
5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.
6. Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.
7. Производное слово образуется от исходного.
Проверяем правильность выполнения этого задания.
Домашнее задание (дано на карточке вместе с заданием 1 из п. VII).
2. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.
К каждому пункту подберите примеры.
3. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.
Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
4. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.
Теоретический и практический материал
по теме «Морфемика. Словообразование».
Морфема — значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.
Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
Производные основы — это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.
Непроизводные основы состоят из корня.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.
Способы образования слов
приставочный — опасный – преопасный
кто – кое-кто
бежать — выбежать
суффиксальный – день — денёк
луч – лучистый
белый — белеть
приставочно – курс — сокурсник
суффиксальный читать — вчитаться
немецкий – по-немецки
бессуффиксный – заплывать – заплыв
сложение — слов — вечнозелёный, кресло-кровать
корней — сенокос, листопад
частей слов — универмаг, зарплата
звуков — МХАТ, ТЮЗ, вуз
переход слов рядовой (боец) – рядовой
из одной части речи блестящий (на солнце) – блестящие (способности)
в другую благодаря (за приём) – благодаря (удаче)
Порядок морфемного разбора слова.
1. Определить, какой частью речи является слово.
2. Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.
3. Укажите основу слова.
4. Выделите приставки (если есть).
5. Выделите словообразующие суффиксы (если есть).
6. Выделите корень.
Холодноватый
1. Слово является прилагательным.
2. Окончание -ый
3. Основа холодноват.
4. Приставок нет.
5. Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка»
(холодноватый – «немного, слегка холодный»); -н — (холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом»).
6. Корень – холод.
Порядок словообразовательного разбора.
1. Дать толкование лексического значения слова.
2. Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу.
3. Указать словообразующую морфему.
4. Построить словообразовательную цепочку.
5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных
тем же способом с помощью тех же морфем.
1.Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».
2.Образовано от слова дно. Производящая основа — дон — (-//о).
3.Образовано с помощью приставки без— и суффикса –н-.
4. Дно – бездонный.
5. Слово образовано приставочно — суффиксальным способом (бездомный,
бессонный, бесхарактерный).
Карточка по теме «Морфемика. Словообразование»
Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.
Ра(с, сс)овый, ра(с, сс)тилаться, р…стение, ра(с, сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.
Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.
Внимание!
Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.
Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.
Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Задание 4.
а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список
ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.
Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист; водосток – водосточный; интеллигент – интеллигентность.
б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное
средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы
можете исправить?
Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.
1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и
дополнительным компонентом значения.
2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.
4. Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.
5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.
6. Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.
7. Производное слово образуется от исходного.
Домашнее задание:
1. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.
К каждому пункту подберите примеры.
2. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.
Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить,
по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
3. Выполните словообразовательный анализ слов перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, как делать словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
- неб о — корень/окончание;
- земл я — корень/окончание;
- рук а — корень/окончание;
- голов а — корень/окончание.
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
- приставки
- суффикса
- приставки и суффикса;
- постфикса
Понаблюдаем:
- небеса → под небес н ый;
- земля → земл ян ой → землян к а;
- влага → влаж н ый → у влажн и ть;
- близкий → при близ и ть → приблизить ся .
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
- петь → запеть (начать петь);
- красный → красноватый (слегка красный).
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
- чёрн ый → черн от а;
- рук а → руч н ой;
- красн ый → красн е ть.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вин а → вин овн ый → виновн ость
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
- вин а → винов н ый;
- виновн ый → виновн ость .
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
- ходи ть → при ходить
- приходи ть → приход
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
- ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
- мир — примирение (мир → примирить → примирение);
- холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
монет к а — корень/суффикс/окончание
монет к ой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Монет а → монет к а.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали 2 артисты цирка.
- Приехали — н. ф. приехать;
- приеха ть — основа приеха-.
- ехать → приехать ;
- еха ть — производящая основа еха-.
- при- + еха ть = при ехать;
- приставочный способ образования.
Пример 2
На земляничной 2 полянке полно душистых ягод.
- земляничной — н. ф. земляничный;
- земляничн ый — основа земляничн-
- земляника → земляничный;
- земляник а — основа земляник-;
- земляник а + -н- = земляничный;
- суффиксальный способ образования.
Пример 3
- Удесятерить;
- удесятери ть — основа удесятери-;
- десять → десятеро → удесятерить;
- десятер о — основа десятер-;
- у — десятер- и -ть;
- приставочно-суффиксальный способ образования.